Иконы Великого Устюга

Иконописная мастерская Северные письмена.

Первый список всех святых,прославленных Церковью и местно чтимых в Вологодской епархии,был составлен киевским митрополитом Евгением во время его бытности епископом Вологодским (1808-1813 г.г.) и опубликован Н.Суворовым в Вологодских Епархиальных Ведомостях. По этому списку в Устюге и Устюжском уезде были названы следующие святые:

1.Праведные Иоанн и супруга Мария. Устюжские угодники ,жившие в XII столетии. Мощи их под спудом ц.Вознесения в г.В.Устюге.Год смерти –после 1262 г.Память -2 мая /11 июня н.ст.
2 Праведный Прокопий Юродивый .Устюжский Чудотворец .Год смерти 1303,8 июля .Мощи его под спудом в Прокопиевском соборе.Память-8/21 июля н.ст.
3 Блаженный Иоанн Юродивый,Устюжский чудотворец. Год смерти 1494,29 мая.Мощи его под спудом в устюжском соборе Иоанна Праведного .Память -2 мая /11 июня н.ст.
4.Преподобный Киприан,основатель Михайло-Архангельского монастыря.Год смерти-1276,2 сентября/12 октября н.ст.
5.Преподобный Симон Воломский,основатель Воломского монастыря в верховье реки Кичменьги в Устюжском уезде.Убит в 1641г.Мощи его под спудом в Воломской церкви.Память -12 июля/25 июля н.ст.

Святые праведные Иоанн и Мария устюжские Память –после 1262 г.,29/ V -11/ VI н.ст.

Святые праведные Иоанн-Багуй /или Буга/ и жена его Мария признаны местночтимыми устюжскими святыми. только в составе Устюжского летописного свода в виде летописных сказаний сохранилось их краткое житейское повествование.

Иоанн-Багуй был язычник ,татарский ясачник,собиравший дань в Устюге.насилием взял за ясак у одного устюжанина его дочь Марию.В то время пришла о Великого князя Александра Ярославича Невского грамота ,чтобы татар ясачников по всем городам побивать.Тогда Багуй пришел на вече и бил челом ,чтоб креститься ,а с девицей венчаться .И наречено было ему имя во святом крещении Иоанн.Далее летописное сказание сообщает об основании Иоанном устюжского Иоанно-Предтеченского монастыря.

Никаких сведений о кончине благочестивых супругов св.прав.Иоанна и Марии не дошло ,кроме того ,что они скончались в старости,какими и изображались на иконах,погребены были при городской ц.Вознесения,где над гробницей была устроена рака и отправлялось им празднование по особо составленной службе.Впоследствии рака не сохранилась также как и иконные изображения св.праведных Иоанна и Мрии Устюжских.

День памяти пр.иоанна и Марии Устюжских в церковных Минеях отмечается –после 1262 г.,29 мая/11 июня н.ст.

Святой Праведный Прокопий ,Христа ради юродивый, Устюжский Чудотворец Память-1303 г.,8/21 июля н.ст. св. Прокопий Праведный

Праведный Прокопий родом был «от западных стран ,от немецкия земли»,по вере католик.Кто были его родители неизвестно,одно только сохранилось сведение ,что рожден и воспитан он был в великом богатстве.По достижении совершенных лет прибыл со многим имением торговать в Новгород . Узнав здесь Православную веру ,он оставил отеческую и перешел в Православие.Наставление в Православной вере и благодать святого крещения св.Прокопий получил в обители преподобного Варлаама Хутынского /1192,память 6 ноября/.

Желая подражать подвигу иноков ,он раздал свое имущество частию нищим и неимущим,частию же в монастырь преп.Варлаама на устроение церковное ,и удалился из Новгорода ,где его стали прославлять за нестяжательство,в Устюг.Здесь св.Прокопий вступил на путь юродства :ночи проводил в молитве на паперти Успенского собора,прося у Бога полезное устюжанам ,а днем ходил по городу в изорванной одежде с тремя кочергами ,смиренно перенося насмешки и побои.Блаженный Прокопий ,как будто в чужом теле ,с благодарением принимал все те досадения и молился за обидчиков словами Спасителя: «Господи ,не постави им греха сего».

Утешением для блаженного Прокопия былы праведная чета -Иоанн –Багуй –принявший православие татарский баскак –и жена его Мария,а другом и собеседником –преподобный Киприан Устюжский,основатель устюжской обители во имя Архистратига Михаила.Но и у них не искал он прибежиша от холода и голода.

Блаженный Прокопий любил подолгу сидеть на большом камне на берегу реки Сухоны и молился за проплывающих на судах ,чтобы даровал им Господь тихое плавание.Перед кончиной он завещал похоронить его здесь и положить на могиле самый камень,на котором сидел.

За свои подвиги блаженный стяжал у Господа дар прозорливости .В 1290г.,за неделю до сильной бури с грозой и смерчем ,бл.Прокопий ходил по городу ,призывая со слезами жителей Устюга покаяться в грехах своих ,чтобы умолить Господа Бога и Пречистую Его Богоматерь. «Иначе все вы погибните огнем и водою,погибнет и город ваш»,-так в течение недели предупреждал устюжан праведник.Но никто ему не верил .Когда же разразилась буря ,что в полдень в городе стало темно как ночью,огненные тучи сходились в одно место и жгучий зной исходил от частых молний о огенного грома,тогда жители бросились в соборный храм,где уже молился Прокопий перед иконой Благовещения Пресвятой Богородицы.Вместе с ним долго и истово молились устюжане.И вдруг совершилось чудо:от иконы Божией Матери излилось благовонное миро,по храму распространилось благоухание и наступила тишина.Страшные огненные тучи отошли в пустыне место за двадцать верст от Устюга ,где их них выпали градом огромные раскаленные камни,поломавшие лес и дебри :иные деревья с корнем выломило,а иные пополам переломило,из людей же и животных никто не пострадал по милости Божией,явленной благодаря заступничеству пр.Прокопия.Между тем ,святого мира от чудотворной иконы Божией Матери истекло столько ,что молящиеся в храме наполнили им церковные сосуды .и многие больные от помазания этим миром получили исцеление.

Сохранилось предание о другом пророчестве прав.Прокопия .Однажды мимо соборной церкви проходила чета благочестивых супругов со своей трехлетней дочерью Марией.Блаженный прокопий ,выйдя с церковной паперти, трижды поклонился отроковице и сказал ,что она будет матерью великого просветителя Стефана Великопермского.

Блаженному Прокопию было открыто Ангелом время его кончины.Получив такое откровение ,пр.Прокопий ночью вышел из церковной паперти,пришел к вратам Михайло-Архангельского монастыря ,помолился Господу.Затем отошел от врат на конец моста возлег на голой земле ,сложил крестообразно свои руки и так скончался 8 июля 13003года.Погребли праведногоПрокопия на берегу реки Сухоны,на то самом месте ,где он сидел при жизни на камне,близ соборной церкви Пресвятой Богородицы.

В 1458 г.пришел в Устюг из Москвы некий человек по имени Иоанн и соорудил над могилой его маленкую часовнюкуда поставил образ подобия Праведного Прокопия.

В 1471 г.на месте погребения пр.Прокопия был построен храм-благодарность за молитвенную помощь блаженного,спасшего устюжскую дружину от тяжелой болезни во время ратного похода в Нижний Новгород,где она стояла заставой от казанский татар.Храм был освящен во имя страстотерпцев Бориса и Глеба.

В 149 г.также ратными людьми ,гражданами города Устюга ,которые снова ходили в Нижний Новгород,был построен новый храм ,освященный уже во имя Пр.Прокопия,т.к.к тому времени святость угодника Божия была засвидетельствона многими чудесами.Тогда же установлена гробница над его могилой .И с того времени начали праздновать честно и торжественно память святого праведногоПрокопия .от гроба же его стали исходить многие исцелния и чудеса.

Церковное прославление пр.прокопи я совершилось на московском соборе в 1547 г.при митрополите Макарии.Память ему установлена 8/21 июля.

Блаженный Иоанн .Христа ради юродивый .Устюжский чудотворец. Память -1494 г,29 мая/11 июня н.ст. Святой Иоан.

Святой праведный Иоанн родился в селе Пухово близ старого Устюга от благочестивых родителей Саввы и Марии.С юных лет он отличался строгой постнической жизнью,по средам и пятницам ничего не ел,а в остальные дни питался хлебом и водой.

Вскоре его родители переехали в город Орлец на реке Юг,в 40 верстах от Устюга. Овдовев ,мать святого приняла постриг в Троицком Орлецком монастыре с именем Наталия.Отрок Иоанн начал безмолвствовать ,а затем подвизался в юродстве.Перейдя в г.Устюг ,он поселился в построенной для него хижине и проводил ночи в непрестанной молитве.Днем же в разодранном рубище и босой во всякое время года ходил по улицам города ,отдыхая иногда на куче навоза и смиренно перенося насмешки и обиды от неблагочестивых горожан.

Блаженный Иоанн тщательно скрывал свой молитвенный подвиг,избегая людской молвы.Однажды зимой ,оставшись после службы в храме ,он с воздетыми руками стал молитьс .Через некоторое время Иоанн подошел к печи и размешал в ней раскаленные угли ,затем оградил себя крестным знаминем и со словами «Знаменная на на нас свет лица твоего,господи!»-лег на них.Благочестивый священник по имени Григорий который наблюдал за святым из соседнего помещения ,испугался и вбежал к нему .Блаженный Иоанн сошел с печи и, строго посмотрев на него ,сказал: «Не смей никому говорить об этом до моей смерти!»Еще при жизни блаженный Иоанн удостоился от Бога дара чудотворения .и исцеления.

Блаженный Иоанн представился 2 мая 1494 года совсем молодым.Он был погребен близ Успенского собора.У мощей св.Иоанна происходило немало чудесных исцелений.

Святой Иоанн особо прославился заступничеством при нашествии врагов.По его молитвам русское войско одержало победу нал польско-литовскими захватчиками под Дмитровом в 1610 г.,в 1613 г,жители Устюга не только защитили свой город от поляков ,но и разбили их.В благодарность св.Иоанну устюжане построили храм ,освященных в честь его,где под спудом и покоятся его мощи.

Церковное прславление блаженного Иоанна в сонм святых в земле Русской прсиявших совершилось на Московском соборе в 1547г.Житие его было составлено в Сольвычегодске сыном игумена Дионисия Борисоглебского монастыря по воспоминанием отца,близко знавшего блаженного Иоанна.

Святой преподобный Киприан Устюжский. Память-1276 г,29 сентября-12 октября н.ст. св. Киприан Устюжский.

Святой преподобный Киприан признан местночтимым устюжским святым.В составе устюжского летописного сода в виде отдельных летописных сказаний сохранилось его краткое житейное повествование ,которое во второй половине XVII века было систематизировано ,дополнено чудесами и включено в летописец Михайло-Архангельского монастыря.

На древность церкового почитания основателя Михайло-Архангельского монастыря преподобного Киприана указывает тот факт,что в раннем списке XVI - века жития Иоанна Устюжского юродивого в Похвале святому среди имен устюжских святых упоминаются как самые древние имена Киприана ,Иоанна и Марии. Святой преподобный Киприан,основатель и строитель Михайло-Архангельского монастыря родом был из Устюжского уезда Двинской трети Уфтюжской волости,деревни Савкино,из крестьян.Когда он достиг мужественного возраста ,он пришел в Устюг, где за острожной осыпью сначала поставил себе малую келийцу ,а в 1212 г.»начал созидати обитель во имя Введения Пресвятыя Богородицы и святого архистратига Михаила».Многие грждане г.Устюга ,видя богоугодное дело Киприана ,приносили от своих богатств необходимое на сооружение св ятой обители.Сам Киприан все свое наследственное движимое и недвижимое имение –вотчины ,пашенные и непашенные приложил земли в вечное владение к обители.И так с того времени святая обитель « начала распространяться и всяким довольством изобиловать.А преподобный отец монах Киприан наречен бысть начальник тоя обители …»

Из тех немногих сведений о жизни св.Киприана сохранилось монастырское предание о том,что монах Киприан был могуч телом.Он ввел в обычай ,чтобы общий хлеб ,который пекли в монастыре для братии,был каждая коврига не менее пула весом.И называл те хлебы монах Киприан просфорами. Подвигами поста и молитвы св.Киприан изнуряя свое тело и ,чтобы всегда молиться духом ,держал в руках своих тот дикий камень которым в начале устроения обители прокатили по земле,где назначил быть монастырской ограде.Житие преп.Киприана говорит о нем,что он имел данную от Бога благодать в хождении ,что в один день переходил , «аки крылатый»,из Устюга в Уфтюгскую волость ,которая отстояла от города более ста верст.

Более 60 лет подвизался св.Киприан и в жизни своей проявил такое редкое смирение ,что будучи основателем и начальником обители все время оставался простым монахом и не принял на себя священнического сана. Житие и летопись устюжская точно обозначают момент кончины монаха Киприана-29 сентября 1276 года в шестом часу пополудне.Тело его было погребено внутри монастыря между святыми вратами и холодной церковью архистратига Михаила.Позднее над ним была построена деревянная часовня,внутри которой была установлена гробница.В 1710 г на месте деревянной часовни выстроили каменную церковь во имя Преполовения Пятидесятницы,внутри которой над самым захоронением св.Киприана ,при северной стене храма была сделана каменная гробница ,на которую впоследствии положили изображение преподобного на холсте.

Святой блаженный Леонтий юродивый Устюжский. Память-1492 г.,18/31 июля н.ст.

Святой блаженный Леонтий юродивый устюжский причислен к лику местночтимых святых.Житие его не известно.Сохранились лишь краткие упоминания в Месяцесловах и иконописных подлинниках.Священник И.Верюжский в изданных «Исторических сказаниях о жизни святых ,подвизавшихся в Вологодской епархии»уже не включил его в список святых Устюга и Устюжского уезда.

Святой преподобный Филипп Яиковский .пустынник. Память-1662 г.,17/30 августа н.ст.

Святой преподобный Филипп яиковский ,пустынник причислен к лику местночтимых святых .Списков жития его не известно.Священник И.Верюжский ,давший краткое изложение о жизни святого ,не указывая никаких биографических сведений ,писал: «Преподобный Филипп по любви к уединению вышел из монастыря ,в котором был пострижен ,и поселившись на Яиковой горе на левом берегу Сухоны ,верстах в двух от Устюга ,несколько лет подвизался отшельнически ,проводя дни и ночи в молитве…Близость уединенной его хижины к Устюгу сделала его известным гражданам .Многие стали приходить к нему ,чтобы пользоваться его наставлениями. Устюжские граждане выпросили дозволения на месте его подвигов устроить монастырь,чтобы под руководством учиться иноческим подвигам ,и в 1654 г.,построили храм в честь иконы Знамения Божией Материс приделом во имя вновь прославленного тогда московского митрополита Филиппа. Скоро новоустроенная обитель наполнилась братией.Но блаженный Филипп не принял по своему смирению священного сана и управления обители и скончался 17 августа 1662 г.простым иноком. Мощи его покоятся под спудом в храме его обители .По древним рукописным святцам №преподобный Филипп бысть на С ухоне реке новый чудотворец»

Святой преподобный Симон Воломский. Память-убит в 1641 г.,12/25 июля н.ст. св. Симон Воломский.

Святой преподобный Симон Воломский ,основатель Крестовоздвиженской пустыни ,причислен к лику местночтимых святых .Житие его создано в конце XVII в,известны три списка памятника,самый ранний из них датируется 50-81 гг. XVII в.Служба ему составлена во второй половине XVII в,когда началось его почитание. Преподобно-мученник Симон родился 1 сентября 1586 г.в вотчине Волоколамского Иосифова монастыря,в св.крещении был назван Симеоном. Отец его –Михаил –сдельный монастырский крестьянин .В 1607 г.в возрасте около 20 лет Симону пришлось уйти в Москву ,где он научился портняжьему делу .Оттуда ,чтобы избежать происходивших в столице волнений смутного времени ,он вздумал уйти в более тихое место .Направившись к северу ,дошел до Устюга,снискивая себе пропитание своим ремеслом.Наслышавшись в Устюге о чудесах преподобных Зосимы и Савватия ,пожелал и сам побывать и поклониться святым.В Соловецком монастыре его определили на послушание в швальню.Как мастеровой и способный к трудам ,радушно он принят был монахами .Прибыв в монастырь неграмотным ,он вскоре под руководством старцев научился грамоте и церковному пению ,и особенно был усерден к монастырской жизни ,наставляли его навсегда оставить мир и посвятить жизнь Богу.Слова страцев не остались бесследными .Однако Соловецкий монастырь по своему многолюдству ,особенно же по множеству приходивших сюда богомольцев ,казался Симеону не совсем удобным для иноческих подвигов ,и потому ,пробыв в нем три года ,он оставил его и отправился искать себе более безмолвного места.

Возвращаясь Двиной из Соловков ,Симеон услышал ,что на реке Пинеге,на Черной горе находиться монастырь Пресвятой Богородицы Грузинской.Напрасно настоятель монастыря игумен Макарий –опытный в духовной жизни старец ,указывал ему на молодость ,на трудность иноческой жизни и на скупость своей обители.Симеон не хотел встать от его ног и со слезами просил пострижения .Игумен ,видя его усердие ,после долгих назидательных бесед удостоил его ангельского образа ,нарекши ему вместо Симеона Симоном.Это было в 1610 году,когда Симону было уже 24 года .Со всею ревностью предавшись иноческим подвигам ,безропотно исполнял он все тяжелые монастырские работы.Для большого умервшления плоти носил под одеждой жесткую и тяжелую власяницу. Постелью ему служила голая земля ,но часто он и того не позволял, проводя всю ночь в бдении и молитве. Все это не утаилось от игумена и от братии,хотя преподобный и старался скрывать свои подвиги.Всеобщая любовь и уважение стали к нему с каждым днем возрастать.Тяжело показалось смиренному иноку такое отношение и ,чтобы избежать человеческой славы ,решил удалиться из ибители.Преподобный устремился к Новгороду ,затем в Москву ,но нигде не смог найти себе места по мысли и снова направился на север,плывя рекой Сухоной к знакомому Устюгу .В пути один крестьянин Антоний указал ему на совершенно уединенное место в двадцати верстах от Сухоны по речке Кичменьге,называемое Волмы,со всех сторон окруженное непроходимыми лесными чащами и болотами.Ближайшие к нему селения находились с одной стороны в 20 ,а с другой стороны в 25 верстах.Трудно было найти место более глухое и непроходимое ,Эно оно понравилось Симону. И павши на землю,начал он со слезами молиться Богу и Пречистой Его Матери,прося себе их помощи и благословения остаться тут. По окончании молитвы он стал рубить лес для построения себе малой кельи величиною в сажень.

Это было 2 июля 1613 г.Т.о.исполнилось давнишнее желание Симона работать Богу в совершенном уединении и безмолвии.Пять лет он провел на Волмах в непрестанных трудах и лишениях ,никем не знаемый . Когда же узнали о нем окрестные жители ,то многие из них отнеслись враждебно к его поселению и старались выжить из пустыни,нанося ему различные оскорбления и обиды. Кротко и терпеливо переносил все пустынник ,стараясь своим смирением победить их жестокость . Лишь отдельные люди дивились его трудам и терпению и видели в нем человек Божия. Они с любовью слушали его душеполезные беседы и изъявили желание поселиться с ним.Когда их собралось несколько , они стали просить старца построить церковь и завести общежитие . Склоняясь на их просьбы Симон решил отправится в Москву для получения на то дозволения и грамоты от государя. Это было уже в царствование Михаила Федоровича,который увидел в нем подвижника , дал ему свою жалованную грамоту ,по которой предоставлялось ему владеть пространством на 10 верст во все стороны от его кельи. Первую построенную келью злые люди тут же сожгли. Поскорбел Симон ,но не упал духом и стал строить новую. Когда она была окончена ,отправился в Ростов .Ростовский митрополит Варлаам не только благословил освятить и дал антиминс и все необходимое для того ,но и самого его возвел в сан священника и сделал настоятелем новой обители. 23 января 1620 г.,возвратившись на Волмы,Симон освяти л построенную церковь в честь Животворящего Креста Господня.

Прошло около 20 лет ,как устроена была на Волмах иноческая обитель.Уже широко распространилась в окрестностях слава о подвигах пр.Симона .Между тем злые люди все более злобились на него ,захотели отнять у него царскую грамоту ,чтобы потом разрушить пустынь и прогнать его,как поселившегося самовольно. Воспользовались они следующим случаем. Когда большая часть братии немногочисленной Симоново йпустыни отправилась н апраздник Прокопия Устюжского ,они ночью пришли в пустынь и найдя в ней преподобного совершенно одиноким ,стали бить и терзать его разными пытками ,чтобы получить царскую грамоту. Преподобный упросил их на минуту отпустить его для отыскания грамоты,и,пришедшее в церковь,пал пред иконою Божией Матери,со слезами молясь Ей и поручая свою обитель Ее покрову и заступлению,-затем помолившись Господу Иисусу,он причастился Св.Таин и т.о. приготовившись встретить страшную смерть от руки своих мучителей ,он небоязненно вышел к ним из церкви. «Теперь я готов ,кротко сказал он им,делайте со мной ,что хотите» «Много мучиша ,наругающеся ему и ножи разбодоша св.тело его и наконец отсекоша честную главу его и подвергоша тело близ его кельи .Скончался пр.Симон в лето 1641 месяца июля в 12 день; тело же его лежавшее на земли многи дни никем же вредимо ни от зверей ,ни от птиц и насекомых ,ни от скота тамо живущего ,кровь же ,истекшая из св. тела его,ссядеся яко камень»-говорит древнеших списатель его жития . Страшное зрелище представилось братии ,когда они возвратились из Устюга .Горькими слезами омочили они опаленное, из Устюга . Горькими слезами омочили они опаленное , изъязвленное и обезглавленное его тело , и с благоговением поднявши его с земли , на раменах своих внесли в церковь. Иеромонах Ефрем , вызванный из устюжского Архангельского монастыря, совершил с великой честию надгробное пение и похоронил пр.мученика по левую сторону построенной им церкви.Пр .Симону было 55 лет и 10 мес.,когда он принял мученическую кончину,но уже был сед и казался гораздо старее от постоянных ,чрезмерных трудов и лишений.

Память пр.Симону совершается в день его убиения 12/25 июля н.ст.В древнем рукописном житии святого записано 26 чудес , совершившихся при его гробе. Святой преподобный Леонид Устьнедумский. Память-1654 г.,17/30 июля н.ст.

Святой преподобный Леонид Устьнедумский причислен к лику местночтимых святых. Преподобный Леонид родился в 1551 г.в Пошехонском уезде Ярославской губернии в семье благочестивого крестьянина Филиппа и его жены Екатерины.Родители постарались научить его чтению , что было тогда редкостью для крестьян . До 50-летнего возраста он занимался земледелием. В 1603 г.пр.Леонид сподобился в сонном видении явления Божией Матери. Она поведала ему идти на реку Двину в Моржевскую Николаевскую пустынь в Холмогорском уезде Архангельской губернии ,взять там ее икону Одигитрии и перенести на реку Лузу к Туринской горе и ,построив в честь Ее храм ,оставаться при нем до кончины . Преподобный Леонид ,считая себя недостойным особого Божественного откровения ,отнесся к видению как к обычному сну и никуда не пошел. Через некоторое время он отправился в Кожеезерский монастырь в Архангельской губернии и принял монашеский подвиг . где прожил около года,исполняя послушание келаря. Здесь прежнее видение повторилось , но святой и на этот раз не дерзнул исполнить повеленное .

Из Кожеезерской обители св.Леонид ушел в Соловецкий монастырь .Он три года терпеливо трудился здесь в пекарне . И вот в третий раз явилась преподобному Божия Матерь и повторила приказание .Старец рассказал о троекратном видении Богородицы игумену монастыря Антонию и просил благословения оставить обитель.Игумен отпустил его ,и преподобный Леонид отправился в Моржевскую обитель.Он не сразу открыл настоятелю Корнилию причину своего прибытия и целый год провел в обители на тяжелых послушаниях. Пресвятая богородица явилась ему здесь в 4-й раз с тем же повелением . Тогда преподобный рассказал настоятелю и братии о явлении Пресвятой Богородицы и указал святую икону , которую ему было поведено перенести к Туринской горе.Отслужив молебен перед иконой Богородицы Одигитрии , преподобный со святыней отправился в путь. На реке Лузе ,в двух верстах от Туринской горы , при устье речки Якутицы,в 80 верстах от Устюга преподобный Леонид построил небольшую хижинуи жил в ней некоторое время. Здесь надлежало святому устроить иноческую обитель. Однако местные жители этого ему не позволили . Со святой иконой в руках пошел преподобный Леонид лесом по берегу реки Лузы , из глубины души взывая к Богу о своей скорби. Вскоре он встретился с крестьянином Никитой Назаровым. Видя слезы старца , Никита предложил ему строить храм на месте их встречи. Он помог старцу построить келию и приходил к нему для духовной беседы и совместной молитвы.Окрестные жители ,узнав о старце Леониде,стали приходить к пустыннику и молились перед святой иконой .Вскоре благочестивые крестьяне построили часовню.

В 1608 году пр.Леонид ,видя благоговейное почитание святой иконы Божьей Матери и по просьбе желавших проходить под его руководством иноческие подвиги ,отправился в Ростов к митрополиту Филарету ,чтобы получить благословение на построение храма и устройство обители.Митрополит благословил выдать старцу антиминс и все необходимое для богослужения , а самого преподобного рукоположил во иеромонаха ,определив ему быть начальником новоустрояемой обители. Вскоре была воздвигнута церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. При освящении храма 17 февраля 1608 г.в него была перенесена святая икона Богородицы Одигитрии. Место ,на котором находилась обитель ,было серое .болотистое. Для осушения болот 60 –летний старец Леонид сам прокопал канал от реки Лузы до Черного озера ,от Черного до Святого озера ,а затем до Черной речки. Общая длина канала составила около 2 км.Во время тяжелого труда святой Леонид был ужален у Черного озера ядовитой змеей . Немного встревожившись ,он затем решил не думать об этом .Так , с одним упованием на Богородицу ,не предпринимая ничего ,преподобный остался здоров. Поэтому ,как гласит предание , и назвал вырытый канал Недумой рекой , откуда и обитель стала имановаться Устьнедумской. Хотя канал осушил болота , но весной в разлив Луза затопляла место обители. Преподобный Леонид решил перенести мыс у Черного озера .По благословению митрополита Ростовского Варлаама новосозданная церковь ,также в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы ,с приделом во имя великомученицы Параскевы ,была освящена 2 мая 1652 г.архимандритом Устюжского Михаила –Архангельского монастыря Арсением.

Устроив обитель ,иеромонах Леонид передал управление его строителю Арсению.Сам же большую часть времени стал проводить в келье в уединение и безмолвии ,выходя из нее только на богослужение в храм .Как светильник тихо догорал старец, иисполненный дней с небольшим через два года почил от своих трудов.Мощи пр.Леонида почивают под спудом бывшей монастырской церкви, где хранилась его тяжелая и жесткая власяница.

Новомученики.