Эмальерное искусство на Севере России.

Мастера золотых и серебряных дел для украшения изделии широко применяли эмаль (финифть) – сложный по составу стекловидный сплав, окрашиваемый в различные цвета окисла­ми металлов. В XVII веке особое развитие получила эмаль по скани. На поверхность золотых, серебряных и медных изделий выкладывали сканый узор, затем его припаивали и заполняли разноцветной эмалью. Работы устюжских мастеров отличали белый или золоченый фон и растительный орнамент с лилиями-кринами, выдержанный в голубой, синей, зеленой, черной, желтой гамме. Для оживления орнамента использовали голубые кружочки, черные и желтые точки. Эмаль по скани, усиливая декоративные качества металла и обогащая его цветом, украшала кресты, иконы, Евангелия, ладаницы. Самый ранний датированный памятник эмальерного искусства Великого Устюга – оклад иконы «Святые Прокопий и Иоанн Устюжские» 1679 года (сейчас икона находится в Государственном Историческом музее).

Использовали устюжские мастера и эмаль по литью. При отливке медных крестов-тельников, образков, складней, личных украшений, предметов домашнего обихода делали специальные углубления, которые заполняли эмалью. После этого предмет обжигали и полировали.

В середине XVIII века в Устюге возникла особая разно­видность эмальерного искусства — устюжская финифть — эмаль с накладками, отличавшаяся большим художественным своеоб­разием. Изделия из тонкой листовой красной меди покрывали для прочности несколькими слоями одноцветной эмали, преимущественно белой. Каждый слой обжигали. На последний, еще не обожженный слой накладывали тисненные на матрицах очень тонкие серебряные или золотые фигурные пластинки. Изделие снова обжигали, и узор прочно вплавлялся в эмаль. Иногда для достижения большего художественного эффекта серебряные накладки покрывали цветным эмалевым лаком или тонким прозрачным слоем эмали, чаще всего желтого, зеленого или красно-фиолетового цветов, хорошо сочетающихся с белым фоном.

Художественным вкусом, изысканными формами, высоким техническим совершенством отличались изделия финифтяной и черневой фабрики купцов Афанасия и Степана Поповых, открытой в Великом Устюге в 1761 году. Первоклассные мастера изготовляли чайную и кофейную посуду, чарки, кубки, табакерки, подносы, коробочки, предметы культа. Особую прелесть этим изделиям придавало великолепное сочетание сверкающей белой эмалевой поверхности и матового мерцания серебряных накладок с изящными изображениями цветов, птиц, гербов, батальных и охотничьих сцен. Пожар 1776 года почти полностью уничтожил фабрику Поповых, и изготовление изделий с устюжской эмалью постепенно прекратилось.

Крупные коллекции устюжской эмали находятся в Государственном Историческом музее, Оружейной палате.