Резьба по бересте

Резьба по бересте – одно из старинных художественных ремесел Великого Устюга. История возникновения искусства резьбы по бересте до сих пор изучена недостаточно, однако следует полагать, что это весьма древнее народное ремесло и было исстари известно русскому человеку, жившее в стране, богатой лесами. Береста – легкий в работе, но чрезвычайно долговечный материал – использовалась для письма, а также для всевозможных поделок. Резьба по бересте имеет художественные особенности, обусловленные пластичностью материала и техникой ее выполнения: на тонкую чистую кору молодой березы тупым шилом предварительно наносится рисунок, который затем опытная рука мастера специальным ножом безошибочно вырезает в изящное орнаментальное кружево. Излюбленным у мастеров берестяной резьбы является растительный орнамент: тонкий извилистый стебель с листьями и ответвлениями плавными изгибами заполняет поверхность изделия. Шкатулки, портсигары, блюда, чайницы, туески, рабочие ящики – всего около пятидесяти предметов – изготовляются мастерами резьбы по бересте.

Самобытным художественным промыслом Великого Устюга является резьба и роспись по бересте. Истоки этого промысла уходят в ХVIII век в Шемогодскую волость Великоустюжского уезда. В основу искусства, получившего название «шемогодская береста», лег мотив вьющегося побега со спиральными завитками и круглыми розетками с мелкой прорезью. Такие узоры украшают поверхность туесов, коробочек, шкатулок, декоративных тарелок и других изделий. Под ажурную прорезь подкладывается фольга, цветная бумага, ткань, или фон красится в контрастный цвет. Используя природную красоту материала, устюжские резчики создают настоящие произведения искусства. Витрина с экспонатами из бересты.

Представленные в экспозиции работы из бересты и дерева с ажурными берестяными накладками показывают развитие этого художественного промысла на протяжении ХХ века. Изделия 20-х – 30-х годов украшены букетными узорами, а шкатулки 50-х – 60-х годов, выполненные Н.В. Вепревым, – берестяным кружевом из гибких стеблей и крупных прорезных розеток с силуэтным изображением птиц. Большой вклад в развитие промысла внесли художники, мастера резьбы по бересте фабрики «Великоустюгские узоры» А.Е. Маркова, Л.М. Чупрова, Т.Г. Вязова, Т.А. Слепухина, Л.А. Корепина. На бураках и коробейках А.Е. Марковой в узорную растительную вязь вплетены изображения сказочных птиц, нарядных утиц, бегущих оленей, а в светлом берестяном кружеве Т.Г. Вязовой оживают сцены чаепитий, гуляний, свадеб, зимняя сказка с Дедом Морозом. В 80-е годы ХХ века была возрождена народная роспись по бересте и дереву. Нарядны и необычны работы Т.Ю. Лабутиной (Беляевой) – расписные туеса, хлебницы, коробейки. Источник: Резная и расписная береста — Великоустюгский музей-заповедник с официального сайта музея ustyug-museum.ru

Кроме собственно древесины и луба, на Севере широко использовали в изготовлении бытовых предметов кору молодой березы – бересту. Из нее делали лукошки и туеса различных размеров и пропорций, которые украшали тиснением, ажурной резьбой или росписью. Из бересты плели лапти, корзинки, коробочки, хлебницы, сумки – пестери. Плетение из бересты и тиснение – украшение поверхности предметов узорами, оттиснутыми штампиком, – были развиты на Севере повсеместно.

Сам материал с его бархатистой, теплой, чуть розоватой или желтоватой поверхностью очень красив, а в умелых руках обыкновенная березовая кора способна превратиться в удивительное произведение. Бересту широко использовали во всех районах Вологодской области, но наибольшую известность получили изделия из этого материала, выполненные в Великом Устюге и его окрестностях.

Одним из примеров Великоустюжской бересты является небольшая шкатулочка с изображением сюжетной сценки. На ее крышке помещен фасад дома с окнами в первом этаже и большими головами двух людей во втором. Слева к дому приближается мужчина в халате, с трубкой с длинным чубуком. У его ног бежит собака. Цветы и ветви символизируют пейзаж. Большеголовые персонажи переданы с юмором, в условной плоскостной манере, но с достаточной наблюдательностью и точностью в воспроизведении костюмов конца XVIII века. В исполнении этой уникальной шкатулки мастер совместил резьбу напроем с тиснением, гравировкой и своеобразным «канфарением» фона, более свойственным художественной обработке серебра.

Коллекция изделий из просечной бересты в фондах Вологодского музея-заповедника насчитывает более 200 экземпляров. Они повествуют о развитии этого интересного промысла на протяжении почти двух веков. Сеченая прорезная береста, которой украшали сундучки, шкатулки, бураки, кузова, получила название шемогодской по реке Шемогсе, притоку Северной Двины. В деревне Курово-Наволок бывшей Шемогодской волости была развита орнаментальная резьба по бересте. На лист бересты тупым шилом наносили узор, который затем просекали острым ножом. Основой орнамента шемогодских изделий был мотив закрученного спиралью завитка с розеткой внутри и пышными ответвлениями волнистых побегов. Варианты подобных узоров густо заполняют поверхности многих предметов крестьянского обихода, которые украшали таким берестяным кружевом. А чтобы оно лучше читалось, под бересту подкладывали подкрашенную фольгу или цветную бумагу.

Современные вологодские мастера не закрашивают бересту, а выявляют ее природные свойства: рисунок текстуры, чистый золотистый цвет, словно излучающий солнечное тепло. Плетеные берестяные хлебницы и корзины находят живой отклик у наших современников не только своей целесообразностью, но и непреходящей красотой самого материала.