Ерофей Павлович Хабаров

Ерофей Павлович Хабаров-Святитский (около 1603 года[2], ныне Котласского района Архангельской области — 1671 год, опять же предположительно, Братский острог, ныне Братск[1], или Усть-Киренга, ныне Киренск Иркутской области) — русский исследователь, путешественник и предприниматель.

Происходит из крестьян Устюжского уезда Вологодской губернии. Продолжатель дела Василия Пояркова. Прошёл на судах весь Амур, построил укреплённый острог. Биография Место рождения Споры о месте рождения Ерофея Хабарова ведутся давно. Основные варианты места рождения: село Дмитриево, село Курцево и деревня Святица Вотложемской волости. Последняя является наиболее подходящим местом. Первым вариантом места рождения Хабарова была деревня Дмитриево.

Основателем этой теории был ленинградский учёный М. И. Белов. Он изучил многие документы и счёл местом рождения Хабарова и ныне существующую деревню Дмитриево Нюксенского района и не обратил внимание на важный факт: деревня Дмитриево по старому административному делению не являлась частью Вотложемской облости. . Его деятельность В 1625 году совершил свой первый сибирский поход на коче из Тобольска на Таймырский полуостров, в Мангазею. В 1628 году во главе экспедиции по волокам и рекам перешёл на реку Хету. В 1630 году участвовал в плавании из Мангазеи в Тобольск.

С 1632 года жил в районе верхнего течения реки Лена, где занимался скупкой пушнины[2]. В 1639 году открыл соляные источники в устье реки Куты, где построил соляную варницу. В настоящее время на этом месте расположен город Усть-Кут Иркутской области. В 1641 году возле устья р. Киренги Хабаровым была построена мельница. Спустя непродолжительное время Хабаров начал испытывать давление воеводы Петра Головина, который требовал увеличения объёма урожая, который Хабаров отдавал ему по уговору.

Позже Головин забрал всё имущество Хабарова и посадил его в Якутский острог, из которого тот вышел только в 1645 году[2]. Даурские походы Хабарова В 1648 году на смену Петру Головину пришёл воевода Дмитрий Андреевич Францбеков. Хабаров обратился к нему с прошением о направлении отряда в даурские земли, Францбеков ответил согласием. Он распорядился отправить отряд казаков под командованием Хабарова, кроме того — выдать военное снаряжение и оружие в кредит, а также выдал участникам похода деньги под проценты[2].

В 1649 году Хабаров с отрядом в 70 человек[3] отправляется из Якутска вверх по Лене и по Олёкме в поход по Амуру от впадения в него реки Урки до даурского городка Албазино. Весной 1650 года Хабаров вернулся в Якутск с отчётом и за подмогой. И осенью 1650 года, взяв Албазин, продолжил сплав по Амуру. Отряд Хабарова одержал многочисленные победы над местными даурскими и дючерскими князьями, захватив много пленных и скота.[4] Результатом этого похода является принятие коренным приамурским населением русского подданства[2].

В этом походе Хабаров составил «Чертёж реке Амуру», который явился первой европейской схематической картой Приамурья. Так, в августе 1651 года, казаки Хабарова подошли к устью реки Зеи, затем к устью Буреи, покоряя новые племена. После зимовки в Ачанском острожке, на который 24 марта напал большой маньчжурский отряд численностью до 2000 конных маньчжур с 6 пушками, Хабаров двинулся весной по Амуру, так как с его немногочисленным отрядом дальше овладевать Приамурьем было невозможно.

Выше устья Сунгари в июне 1652 года Хабаров встретил на Амуре русскую вспомогательную партию, но, узнав, что маньчжуры собрали против него шеститысячную армию, отступил на запад[2][5]. В апреле 1652 года при входе в Хинганское ущелье Хабаров встретил отряд казаков под предводительством якутского служилого Третьяка Чечигина, которые возвращались из Якутска с порохом, свинцом и вспомогательным отрядом[2]. Оказалось, что Чечигин выслал вперёд основного своего отряда небольшой разведывательный отряд во главе с Иваном Нагибой, который должен был обнаружить отряд Хабарова, но Нагиба с Хабаровым не встретился. Казаки хотели плыть вниз для поисков пропавших товарищей, но Хабаров воспротивился их желанию и продолжал свой путь вверх по Амуру.

Это обстоятельство возбудило неудовольствие среди казаков и 1 августа 1652 года в полку Хабарова произошёл раскол: 136 человек под предводительством Стеньки Полякова и других поплыли назад. Они явились в гиляцкую землю, в которой начали действовать очень удачно. Хабаров не смирился с бунтом и поплыл вслед за бунтовщиками, появившись 30 сентября того же года у выстроенного бунтовщиками острога. Хабаров приказал строить зимовку в непосредственной близости от острога казаков Полякова, а далее велел построить роскаты для пушек и начать стрелять по острогу. Отвечать на огонь засевшие в остроге казаки Полякова не решились, и Хабаров начал приготовления к его штурму. Однако, когда казаки Полякова увидели, что 12 их товарищей, пойманных за пределами острога, были забиты палками насмерть, они решили сдаться сами. Не веря Хабарову на слово, поляковцы заключили с ним письменный договор, в котором он обязался не убивать и не грабить их, а также «государевых ясачных аманатов не терять».

Тем не менее, четверых руководителей мятежных казаков, в том числе и Полякова, Хабаров «посадил в железа», а остальных велел бить батогами «и от ево, Ярофеевых, побой и мук умирало много».[6] 7 февраля 1653 г. захваченный острог был по приказу Хабарова сломан и сожжён «кузнецам на уголье и на дрова»[2]. В августе 1653 года на Амур прибыл московский дворянин Дмитрий Иванович Зиновьев с царским указом «всю даурскую землю досмотреть и его, Хабарова, ведать». Недовольные Хабаровым казаки и служилые люди подали Зиновьеву челобитную на Ерофея Хабарова, обвиняя его в том, что он посылал ложные донесения в Якутск и много приукрашивал в своих рассказах о Даурии и Маньчжурии, чтобы побудить правительство на завоевание этих земель. Помимо этого выяснилось, что Хабаров был весьма недоброжелательно настроен по отношению к местным племенам и народностям, которые разбегались от него, в результате чего плодородная земля не возделывалась и ясак с племён не мог быть снят. Также Зиновьеву было сообщено о жёстком отношении Хабарова к казакам собственного отряда.[7]

Окончательную ясность в существо происшедших на Амуре по вине Хабарова событий внесла «Известная челобитная Стеньки Полякова с товарищи», поданная царскому посланнику 6 сентября. Итогом наскоро проведённого Зиновьевым следствия было отстранение Хабарова от управления казачьим отрядом, его арест в устье реки Зеи[8] и дальнейшая переправка в Москву. Всё его имущество было конфисковано и описано. Приказным человеком на Амуре вместо Хабарова Зиновьев назначил Онуфрия Степанова Кузнеца[6][9]. Судебное разбирательство В декабре 1654 года Зиновьев и Хабаров прибыли в Москву, где началось подробное разбирательство действий Хабарова. По итогам этого разбирательства руководители «бунта» против Хабарова были полностью оправданы. Хабаров же подал жалобу на Зиновьева, и началось новое разбирательство, которое завершилось осенью 1655 года в пользу Хабарова. Прошение государю В 1655 году Хабаров подал челобитную царю Алексею Михайловичу[2], в которой подробно перечислял свои заслуги в освоении сибирских и даурских земель.

Царь просьбу Хабарова уважил лишь частично: денежного жалованья дано не было, но за многолетнюю службу его возвысили в чине — он получил звание сына боярского[2], и был направлен в Сибирь в Усть-Кутский острог управлять Усть-Кутской волостью[10]. Дальнейшая судьба В 1667 году Хабаров приехал по делу в Тобольск и 15 ноября подал воеводе П. И. Годунову челобитную, в которой просил снова разрешить ему снарядить на свои средства 100 человек и идти с ними на Амур в Даурской земле «ставить города и острожки и завести хлебные пахоты, от чего государю в ясачном сборе и в хлебной пахоте будет прибыль».[7]

Какой ответ получил Хабаров, неизвестно[2], так же, как и неизвестна его дальнейшая судьба. Место смерти Место смерти также доподлинно неизвестно. Последние годы жизни он провёл в Усть-Киренге, остроге на реке Лене (ныне город Киренск Иркутской области)[11], вследствие чего в Киренске широко распространено мнение, что могила Ерофея Хабарова находится именно в этом городе[12]. Однако согласно Малому энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона, могила Хабарова располагалась в Братском остроге (ныне город Братск Иркутской области)[1]. Память Именем Хабарова названы: Основанный в 1858 году военный пост Хабаровка[2] (с 1893 года — Хабаровск);

Посёлок городского типа и железнодорожная станция на Транссибирской магистрали (1909)[2]. Во многих городах России и бывшего СССР есть улицы его имени: в Хабаровскe, Якутске, Харькове, Братске, Усть-Куте, Оренбургe, Чите и других. Самолёт Airbus A320 авиакомпании Аэрофлот, бортовой номер VP-BZP. Речной пассажирский теплоход Амурского речного пароходства, головное судно проекта 860. Арена для хоккея с мячом в Хабаровске носит его имя. В художественный произведениях М.Миронов. На далёкой реке. Историческая повесть. Детгиз, 1950.