антиквар1 » 11 апр 2013, 09:00
[highlight=#FFFF40]Вода также применялась в ходе судебных испытаний[/highlight], которые, как считалось, открывали волю божества. Например, в средневековой Европе подозреваемых в ведовстве погружали в воды реки: утонувший считался невиновным, а выплывший — виновным (поскольку вода, как чистая стихия, не может принять нечестивца). В данном случае задействована [highlight=#FFFF40]символика воды как очищающей стихии[/highlight](как и в случае с более распространенными испытаниями огнем). Английский король Иаков в своей «Демонологии» пишет о значении испытания водой: «По-видимому, Бог указал сверхъестественный признак чудовищного нечестия ведьм в том, что вода должна отказываться принимать в свое лоно тех, кто стряхнул с себя священную воду крещения».
Подобно земле, вода представляет женский принцип, а также связывается с материнским лоном. К примеру, в даосизме вода соотносится с дао и с женским началом; считается, что человек должен уподобиться воде, женщине, материнскому лону, колодцу. При этом, наряду с мягкостью и податливостью, отмечается особенная сила и устойчивость воды: «Нет ничего податливей воды, но твердое ее не победит» «Дао дэ цзин».
Вода в целом выступает как амбивалентный образ: она воплощает и начало, и конец мира (в форме мирового потопа); наряду с «огненными» космологиями существуют и «водные». Вода рассматривается и как поддерживающая жизнь (и рождающая ее), и как нечто опасное, враждебная стихия. Возможно, это связано с тем, что большинство древних цивилизаций — «речных» и «морских» — страдали от наводнений и ураганов. Исходящая из воды опасность олицетворяется водяными чудовищами, например, библейским Левиафаном и скандинавским змеем Ёрмунгандом. Связь воды и смерти нашла отражение в таком образе скандинавской мифологии, как палаты хозяйки царства мертвых Хель, которые называются Мокрая морось. У Гераклита, выводившего в качестве первостихии огонь, вода наделяется негативным смыслом: души возникают, испаряясь из влаги, и наоборот, «душам смерть — воде рожденье»; влажная душа — признак порочного или больного человека.
Амбивалентность воды нашла отражение и в ее аксиологической характеристике: вода предстает как высшая ценность, в то же время «водой» именуется нечто пустое, бессодержательное. Следует отметить и такую часто встречающуюся характеристику воды, как ее двуполость: женская вода — нижняя, вода земных источников; мужская вода — верхняя, дождь, оплодотворяющий землю; по этой причине во многих традициях существовали два божества воды. Небесная вода предстает как живая, тогда как нижняя — мертвая.
В Библии вода отождествляется с первозданным хаосом (Быт. 1). Также она выступает как символ всеоживляющего благословения Божьего. С другой стороны, она предстает как орудие гнева Господня («Вот, поднимаются воды с севера и сделаются наводняющим потоком, и потопят землю», Иер. 47). Библейское выражение «находиться во глубине вод» означает «страдать» («и объяли меня воды до души моей»). В христианской традиции вода фигурирует в обряде крещения, которое символизирует очищение, обновление и освящение, в качестве источника жизни. Погружение в воду означает возврат к предначальному состоянию, подразумевающий смерть и уничтожение, но также возрождение и восстановление, поскольку он укрепляет жизненную силу.
[highlight=#FFFF00]Интересно, какие у Вас ассоциации после прочтения, связанные с предстоящим наводнением?[/highlight]
[highlight=#FFFF40]Вода также применялась в ходе судебных испытаний[/highlight], которые, как считалось, открывали волю божества. Например, в средневековой Европе подозреваемых в ведовстве погружали в воды реки: утонувший считался невиновным, а выплывший — виновным (поскольку вода, как чистая стихия, не может принять нечестивца). В данном случае задействована [highlight=#FFFF40]символика воды как очищающей стихии[/highlight](как и в случае с более распространенными испытаниями огнем). Английский король Иаков в своей «Демонологии» пишет о значении испытания водой: «По-видимому, Бог указал сверхъестественный признак чудовищного нечестия ведьм в том, что вода должна отказываться принимать в свое лоно тех, кто стряхнул с себя священную воду крещения».
Подобно земле, вода представляет женский принцип, а также связывается с материнским лоном. К примеру, в даосизме вода соотносится с дао и с женским началом; считается, что человек должен уподобиться воде, женщине, материнскому лону, колодцу. При этом, наряду с мягкостью и податливостью, отмечается особенная сила и устойчивость воды: «Нет ничего податливей воды, но твердое ее не победит» «Дао дэ цзин».
Вода в целом выступает как амбивалентный образ: она воплощает и начало, и конец мира (в форме мирового потопа); наряду с «огненными» космологиями существуют и «водные». Вода рассматривается и как поддерживающая жизнь (и рождающая ее), и как нечто опасное, враждебная стихия. Возможно, это связано с тем, что большинство древних цивилизаций — «речных» и «морских» — страдали от наводнений и ураганов. Исходящая из воды опасность олицетворяется водяными чудовищами, например, библейским Левиафаном и скандинавским змеем Ёрмунгандом. Связь воды и смерти нашла отражение в таком образе скандинавской мифологии, как палаты хозяйки царства мертвых Хель, которые называются Мокрая морось. У Гераклита, выводившего в качестве первостихии огонь, вода наделяется негативным смыслом: души возникают, испаряясь из влаги, и наоборот, «душам смерть — воде рожденье»; влажная душа — признак порочного или больного человека.
Амбивалентность воды нашла отражение и в ее аксиологической характеристике: вода предстает как высшая ценность, в то же время «водой» именуется нечто пустое, бессодержательное. Следует отметить и такую часто встречающуюся характеристику воды, как ее двуполость: женская вода — нижняя, вода земных источников; мужская вода — верхняя, дождь, оплодотворяющий землю; по этой причине во многих традициях существовали два божества воды. Небесная вода предстает как живая, тогда как нижняя — мертвая.
В Библии вода отождествляется с первозданным хаосом (Быт. 1). Также она выступает как символ всеоживляющего благословения Божьего. С другой стороны, она предстает как орудие гнева Господня («Вот, поднимаются воды с севера и сделаются наводняющим потоком, и потопят землю», Иер. 47). Библейское выражение «находиться во глубине вод» означает «страдать» («и объяли меня воды до души моей»). В христианской традиции вода фигурирует в обряде крещения, которое символизирует очищение, обновление и освящение, в качестве источника жизни. Погружение в воду означает возврат к предначальному состоянию, подразумевающий смерть и уничтожение, но также возрождение и восстановление, поскольку он укрепляет жизненную силу.
[highlight=#FFFF00]Интересно, какие у Вас ассоциации после прочтения, связанные с предстоящим наводнением?[/highlight]