Владимир Васильевич Атласов

Владимир Васильевич Атласов (ок. 1661/1664, Великий Устюг — 1 февраля 1711, Нижнекамчатск) — русский землепроходец, сибирский казак, исследователь Камчатки. Александр Пушкин назвал Владимира Атласова «Камчатским Ермаком», а Степан Крашенинников — «обретателем Камчатки»[1]. Однако первыми российскими исследователями Камчатки были экспедиции Л. С. Морозко — И. О. Голыгина в 1695—1696 годах Ранняя биография Отцом Атласова был якутский казак, в прошлом устюжский крестьянин, бежавший за Урал. Службу по сбору ясака начал в 1682 году на реках Алдан и Уда[3]. В 1695 году, дослужившись до пятидесятника, был назначен приказчиком Анадырского острога.

Разведав через посланного им казака Луку Морозко о Камчатке, стал готовиться к экспедиции. Освоение Камчатки Весной 1697 года Атласов во главе отряда из 120 человек (60 казаков и 60 юкагиров) на оленях предпринял поход на юг от Анадырского острога, через Корякский хребет. Достигнув Камчатки, отряд Атласова разъединился. Лука Морозко со своими людьми отправился исследовать восточное побережье Камчатки, а Владимир Атласов — западный берег полуострова (Пенжинская губа). Затем отряды снова объединились, и их дальнейший маршрут пролёг по центральной части Камчатки. В ходе похода были захвачены четыре корякских острожка, поставлен на реке Кануч памятный крест и на реке Камчатке заложен Верхнекамчатский острог (в 15 км от нынешнего села Мильково). Маршрут экспедиции закончился на южной оконечности полуострова, где из устья реки Нынгичу (Голыгиной) Атласов имел возможность наблюдать неизвестные ранее острова. Атласов встретил у камчадалов пленного с незнакомыми русским чертами лица и привез его в Якутск, а затем в Москву, где тот был представлен Петру I. Этот человек оказался японцем по имени Денбей.

Так русские впервые увидели японца и узнали от него о соседней стране[4]. Вернувшись затем в Верхнекамчатский острог и оставив там своих людей, Атласов отправился в Анадырь, куда он прибыл 2 июля 1698 вместе с 15 русскими служилыми людьми и с 4 юкагирами. В 1700 году прибыл в Якутск, где систематизировал собранные в ходе похода материалы, написав подробные «скаски», в которых сообщил о рельефе, климате, флоре и фауне, населении полуострова и близлежащих островах «через кои путь лежит в зело чудное Нифонское царство». К «скаскам» прилагалась и первая карта Камчатки. Путешествие в Москву В 1701 воевода отправил Атласова с отчетом о походе в Москву. В числе прочего он привез с собой потерпевшего кораблекрушение на Камчатке пленного «индейца» по имени Денбей (Дембей), который оказался японцем из города Осака и который именовался «Апонского государства татарин именем Денбей» в бумагах Приказа артиллерии, где он стал служить переводчиком.[5]. За успешный поход, закончившийся присоединением Камчатки к России, Атласову был присвоен чин казачьего головы и выдана награда в размере 100 рублей. Заключение 29 августа 1701 года Атласов напал на дощаник «гостя» Добрынина, отобрал у него китайских шёлковых тканей на 16 622 руб., «раздуванил» их между своими спутниками и едва не утопил сопровождавшего караван «прикащика». На него было заведено уголовное дело. Атласов был арестован, допрошен «с пристрастием» и посажен в тюрьму в Якутске, где просидел до 1706, а затем отправлен на Камчатку[6] Гибель Между тем на Камчатке положение дел оказалось неблагоприятным для русских властей: коряки подняли бунт и убили «прикащиков» Протопопова и Шелковникова. Тогда же камчадалы уничтожили Верхнекамчатский острог со всем его гарнизоном и убили 15 казаков. В 1706 году Атласов вновь отправлен приказчиком на Камчатку со служилыми людьми и двумя пушками, причём ему дано было полномочие казнить инородцев смертью, а подчинённых своих наказывать «не токмо батогами, но и кнутом». И он усердно воспользовался на Камчатке этими полномочиями, восстановив против себя и население, и своих подчинённых.

В декабре 1707 года казаки (Данила Анцифоров, Харитон Березин, Степан Болшаков, Алексей Посников, Григорий Шибанов, Андрей Петров[7]), привыкшие к вольной жизни, взбунтовались, отрешили Атласова от власти, выбрали нового начальника и, чтобы оправдаться, послали в Якутск новые челобитные с жалобами на обиды со стороны Атласова и преступления, совершенные им: « Володимер в дому своем стал со служилыми людми дратися, и ухватил со спицы палаш, и с тем палашем на служилых людей метался; и служилые люди, бороняся от себя, его Володимера в дому его, с нашего совету казачья, убили, для того: опасался от него Володимера к себе убойства. И прежде сего он Володимер нашу братью служилых людей многих ножем резывал[8] » Бунтовщики посадили Атласова в «казенку» (тюрьму), а имущество его отобрали в казну.

Атласов бежал из тюрьмы и явился в Нижнекамчатск. Он потребовал от местного приказчика сдачи ему начальства над острогом; тот отказался, но оставил Атласова на воле. В 1709 году на смену Атласову направили нового приказчика — Петра Чирикова, а в 1710 году вместо Чирикова приказчиком должен был стать Осип Липин. В январе 1711 года Липин и Чириков возвращались в Верхнекамчатск. По дороге взбунтовавшиеся казаки убили Липина. Чирикову они дали время покаяться (впоследствии он был также убит), а сами бросились в Нижнекамчатск, чтобы убить Атласова, где и осуществили свое намерение 1 февраля 1711 года[9].

Его преемником был Данило Анцыферов, принимавший активное участие в бунте и убийстве государевых приказчиков[10]. Увековечивание памяти Атласова Именем Атласова назван остров, бухта и вулкан на Курильских островах, а также посёлок[11] в Мильковском районе Камчатского края. В. Л. Комаров назвал в честь В. В. Атласова травянистое растение из семейства бобовых, произрастающее только на Камчатке — астрагал Атласова (Astragalus atlasovii Kom.) (в последних флористических сводках растение более известно как астрагал полярный (Astragalus polaris Benth.).